Список религиозных объединений, которые, по мнению экспертов Национальной ассамблеи Франции, могут угрожать обществу по состоянию на 2000 год. Отбор кандидатов в список осуществлялся экспертами по десяти качественным критериям, учитывающим наличие деструктивных признаков:
– дестабилизация сознания;
– непомерные финансовые притязания (поборы);
– навязывание разрыва с прежним окружением;
– покушение на физическое здоровье;
– вербовка детей;
– антиобщественные высказывания;
– нарушения общественного порядка;
– привлечение к суду или следствию по серьезным обвинениям;
– нарушение норм экономической деятельности (утаивание средств);
– попытка проникновения во властные структуры.
Если хотя бы один из этих признаков имел место, то религиозное объединение считалось сектой.
Общие черты действующих в России деструктивных культов:
Претензии на «харизматическое» лидерство.
Претензии на истину в последней инстанции, полная нетерпимость или, по меньшей мере, снисходительно-пренебрежительное отношение к традиционным религиям и национально-духовным ценностям.
Внешняя благопристойность: все культовые новообразования официально провозглашают только самые добрые цели.
Эзотеричность (сокрытие истинных целей и последствий своей деятельности, наличие доктрин для внутреннего употребления и внешнего окружения) и жесткая изоляция своих адептов от доступа иной информации.
Целенаправленное искажение священных текстов мировых религий с их «подгонкой» под свои догмы.
Применение техник контроля сознания для выработки у сектантов «культового менталитета».
Активный прозелитизм как неотъемлемая обязанность учеников вовлекать в секту новых членов.
Меркантильный и политический интерес элиты секты, стремление иметь своих агентов во властных государственных и коммерческих структурах.
Использование специального словаря и слов непонятных для непосвященных (культовый язык).
Типичные признаки посягательств деструктивных культов на интересы личности:
изменение образа жизни, идеалов, поведения, интересов, привычек, облика, склонностей, речи;
утрата интереса к привычному кругу общения, семье, друзьям, профессии, форме отдыха;
увлечение религиозной тематикой;
выражение неуважения к патриотизму, родной культуре, традициям, памяти предков, авторитету старших;
настойчивые повторения явно чужих и необычных мыслей, цитат, апелляция к неким авторитетам;
частое и необъяснимое отсутствие дома;
путешествие по стране и за границу;
чрезмерное количество телефонных звонков и писем;
резкое изменение состава домашней библиотеки;
изменение режима питания;
замкнутость в себе или открытая сильная экзальтация ради каких-либо дел;
значительные денежные потребности: займы в банках, поборы у родственников и друзей, долги;
проявление интереса к праву на собственность в части недвижимости, драгоценностей и иного имущества.
Как видно, вопрос об истинности веры и пр. не поднимается. Здесь чисто психологические, социальные и т.п. критерии.
Про "немалость" их роли на жизнь России статистики привести не могу. Специально не занимался вопросом, но мнение такое складывается. Да и как ЭТО измерить мерилом... можно только социальную статистику собрать, а искалеченной луши не измеришь
Посмотрим-ка на РПЦ.
– дестабилизация сознания;
Да.
– непомерные финансовые притязания (поборы);
Да.
– навязывание разрыва с прежним окружением;
Да.
– покушение на физическое здоровье;
Да.
– вербовка детей;
Да.
– антиобщественные высказывания;
Да.
– нарушения общественного порядка;
Да.
– привлечение к суду или следствию по серьезным обвинениям;
А чёрт знает. Под это подходит случай, когда вдупель пьяный поп сбил насмерть мать двоих детей и получил два года условно? Это достаточно серьёзное обвинение?
– нарушение норм экономической деятельности (утаивание средств);
Да.
– попытка проникновения во властные структуры.
Да.
Если хотя бы один из этих признаков имел место, то религиозное объединение считалось сектой.
Претензии на «харизматическое» лидерство.
Нет.
Претензии на истину в последней инстанции, полная нетерпимость или, по меньшей мере, снисходительно-пренебрежительное отношение к традиционным религиям и национально-духовным ценностям.
Да. Хотя сомнительна формулировка "национально-духовные ценности".
Внешняя благопристойность: все культовые новообразования официально провозглашают только самые добрые цели.
Да.
Эзотеричность (сокрытие истинных целей и последствий своей деятельности, наличие доктрин для внутреннего употребления и внешнего окружения) и жесткая изоляция своих адептов от доступа иной информации.
Да.
Целенаправленное искажение священных текстов мировых религий с их «подгонкой» под свои догмы.
Да.
Применение техник контроля сознания для выработки у сектантов «культового менталитета».
Да.
Активный прозелитизм как неотъемлемая обязанность учеников вовлекать в секту новых членов.
Почти.
Меркантильный и политический интерес элиты секты, стремление иметь своих агентов во властных государственных и коммерческих структурах.
Да.
Использование специального словаря и слов непонятных для непосвященных (культовый язык).
Да.
Типичные признаки посягательств деструктивных культов на интересы личности:
изменение образа жизни, идеалов, поведения, интересов, привычек, облика, склонностей, речи;
Да.
утрата интереса к привычному кругу общения, семье, друзьям, профессии, форме отдыха;
Да.
увлечение религиозной тематикой;
Да.
выражение неуважения к патриотизму, родной культуре, традициям, памяти предков, авторитету старших;
Типично РПЦшная формулировка. Не знаю, как ответить.
настойчивые повторения явно чужих и необычных мыслей, цитат, апелляция к неким авторитетам;
Да.
частое и необъяснимое отсутствие дома;
Не знаю.
путешествие по стране и за границу;
Офигеть smile.gif Вот это признак smile.gif
чрезмерное количество телефонных звонков и писем;
Эти ПГМщики совсем двинулись?! smile.gif
резкое изменение состава домашней библиотеки;
Не знаю.
изменение режима питания;
Да.
замкнутость в себе или открытая сильная экзальтация ради каких-либо дел;
Да.
значительные денежные потребности: займы в банках, поборы у родственников и друзей, долги;
Про рядовых членов сказать однозначно не могу. Про РПЦ - ну вы в курсе smile.gif
проявление интереса к праву на собственность в части недвижимости, драгоценностей и иного имущества.
Пацталом.